вторник, 11 августа 2009 г.

Lucern, Grimselpasshöhe, Lauteraarhütte

В завершении поездки нам, кажется, удалось вывести формулу оптимальной для нас горной прогулки в Швейцарии.
Такая прогулка занимает три дня, при этом в первый день нужно как можно ближе подобраться к стратовой точке горной прогулки, совершить разминочный выход, а также выбрать место для ночевки на подходящей высоте для акклиматтизации. Второй день - основной поход с подъёмом, конечной целью которого является горная хижина. Третий день - спокойный спуск и возвращение домой. Таким образом, получается равномерное распределение нагрузки на все дни.
Для этой прогулки мы выбрали район перевала Гримзель. Следуя нашему плану, в первый день мы доехали до Люцерна. Здесь мы погуляли по обоим историческим деревянным мостам, которые внутри украшены треугольными картинами средневековых мастеров. На более длинном мосту серия картин повествует о житие наиболее почитаемых в городе святых, а на втором - на философскую тему борьбы жизни и смерти (первая в заключении всё-таки побеждает:-)). Поднялись также на крепостную стену и погуляли по симпатичному старому городу. Для ночлега был выбран отель Гримзель блик, находящийся непосредственно на перевале. Здесь мы оставили машину и прошли по прогулочной тропе довершины Sidelhorn (2740 m). По пути обнаружили горный хрусталь в виде небольших прозрачных и матовых "льдинок" и даже несколько оформленных кристалликов. В этих местах действительно находят много кристаллов, которым посвящен маленький музей в пещере прямо напротив входа в наш отель. Что приятно - для постояльцев отеля посещение музея является бесплатным приложением.

Регион Гримзельпасс мы приметили ещё в прошлом году во время "обзорной" поездки по перевалам. Это место удивило нас двумя искусственными озерами необычного зеленоватого цвета. Мы также заметили, что вдоль одного из озер проложена прогулочная тропа. Нас тогда очень порадовали склоны, поросшие горными соснами и вереском. Сейчас мы об этом вспомнили и с помощью книг и топографических карт проложили маршрут по тропе вдоль Гримзельзее.
Пейзаж здесь разительно отличается от всех окрестностей. Скалы, обкатанные ледником, покрытые ярко-салатовым лишайником имеют очень необычную форму и цвет, а вместе с интересным цветом воды в озере создаётся ощущение чего-то инопланетного. Машину мы оставили на подземной парковке отеля Гримзель Хошпиц, который в данный момент, к сожалению, на ремонте, но работает кафе и можно бесплатно воспользоваться крытой парковкой. Хошпиц находится на вершине холма и прямо отсюда начинается размеченная тропа до Lauteraarhütte (10 км). Сначала она спускается по лестнице к подножию холма, а потом по поверхности дамбы перебирается на другой берег. Вся тропа проложена с большой заботой о туристах. Во всех сложных местах протянуты страховочные канаты, на крутых подъёмах - лестницы, через ручейки и водопады - камушки, по которым можно перебраться.
Первая часть пути (около 6 км) идёт вдоль всего Гримзельзее. Это - южный берег, своеобразный оазис, где в условиях высокой влажности растут уже упомянутые сосны и верески, а также многие красивейшие альпийские растения, но, что самое приятное, черника и голубика. Черника в это время уже была спелая, а голубика лишь на некоторых участках. Встретили также немного брусники.
Далее дорога выходит к устью ледниковой реки, подпитывающей озеро. Здесь ландшафт удивительным образом напоминает песчаный пляж. Серый песок увлекается бурным потоком и, возможно, именно этим обусловлен мутновато-зеленый цвет озера. На этом песке растут яркие мхи и щавель, рыжие метелки которого формируют цветные облака. Затем тропинка меняет своё обозначение с красных меток на голубые, что согласно с европейской классификацией свидетельствует о её усложнении (альпинисткая тропа). На деле это означало лишь, что вместо хорошо протоптанной грунтовой тропы вдоль озера, теперь дорога ведёт по каменистой поверхности зачехленного ледника. Перед началом ледника нас встретила "Ледниковая Баба" - массивное сооружение, сложенное из местных камней и украшенное специальными цветными полотнами с надписями и рисунками. Судя по всему, это какая-то азиатская традиция, так как и надписи, и сюжет рисунков напоминают о чем-то Тибетском. Проходя мимо каменной колонны мы почувствовали запах благовоний. Похоже, что их источник размещён внутри конструкции. Металлическая табличка на основании свидетельствует о том, что это сооржение установленно здесь в память о том, что местным жителям удалось предотвратить строительство в этом месте новой дамбы и, благодаря этому, сохранить этот удивительный ландшафт нетронутым. Как мы прочли позднее в хижине в подборке научных статей, новая дамба и, соответственно, новое озеро могли привести к полному таянию ледника в течение нескольких лет. Каждый год после весеннего таяния снегов энтузиасты возводят эту "Бабу" заново. На леднике лежат крупные камни и тропа лишь размечена вешками с белыми и голубыми полосочками.
Затем вешки переходят на правую стену и начинается подъём к хижине. В это время усилился дождь, который уже несколько раз пробивался в течение дня. Хозяин хижины встретил нас горячим ужином с вином, рассказывал, что дважды бывал в России - на Алтае, и на Байкале. Утром мы увидели панораму на "верховье"ледника, где он сливается из двух потоков. Начали спускаться в тумане, но очень скоро он рассеялся и всю обратную дорогу мы прошли при солнечной погоде.

Эта прогулка была ничуть не менее интересной, чем предыдущий поход в районе Маттерхорна. Здесь не было потрясающих панорам с большим количеством четырёх-тысячников, но была совершенно особая водная стихия и фантастических ландшафт из огромных валунов, обтесанных ледником.